Внимание! Для въезда на территорию паркинга и выезда звоните: +7 (916) 728-08-27
г. Москва, ул. Люсиновская, 53
г. Москва, ул. Люсиновская, 53
Ежедневно с 11:00 до 20:00 (розничный магазин)
16.07.2019

Разговариваем c гонщиками чемпионата мира по мотокроссу о защите шеи

Мы перевели большую статью из журнала On Track Off Road, в которой мировых лидеров мотокросса спрашивают о защите шеи. Также своё мнение высказал Кирилл Бендерони, который не понаслышке знает для чего нужна хорошая защита.

Как человек, которого защита шеи Leatt не так давно спасла, вставлю и свои 5 копеек. Все доктора меня спрашивали, была ли у меня травма шеи, потому как, учитывая характер падения и диффузную травму мозга, хлыстовая травма шеи должна была быть. Пересматривая видео, я и сам понимаю, что без защиты должна была с вероятностью почти 100%. Но с шеей не произошло абсолютно ничего. Я получил очень сильный перелом ключицы (уже четвёртый), но не знаю, связан ли он с использованием брейса. В любом случае, перелом ключицы – ничтожная травма по сравнению с переломом шеи, поэтому не понимаю, чего они там ноют. У меня, кстати, была довольно старая и не верхняя модель защиты – GPX 4.5 2015 года. На даунхильном велосипеде или кроссовом мотоцикле кататься без защиты шеи я точно не буду – Кирилл Бендерони

Защитите себя

Защита шеи: спор продолжается

Не нужна? Бесполезна? Или всё-таки защита шеи остаётся одним из важнейших элементов защиты во время гонок MXGP? Мы опросили нескольких бывших и действующих гонщиков, которые использовали защиту шеи, чтобы выяснить, почему на старте гонок Гран При вы больше не увидите защиту шеи. Затем мы спросили сотрудников FIM, каковы шансы у защиты шеи попасть в списки обязательной на гонках экипировки. Ну и, наконец, побеседовали с изобретателем защиты Крисом Литтом.

Скептицизм

Бен Уотсон (команда Monster Energy/Kemea/Yamaha): Во время гонок вы всегда думаете о защите и о том, как наиболее безопасным способом обогнать сильнейших. Мне интересна новая защита, но… ничто не заставит меня поменять защиту, которую я уже использую.

Тони Кайроли (команда Red Bull/KTM): Поначалу были некоторые райдеры, которые использовали защиту шеи, в том числе, и я. Но мнений на этот счёт было много, и в итоге мы решили от неё отказаться. Сейчас прошло уже 10 лет. Но я до сих пор точно не знаю, стоит её использовать или нет.

Джастин Барсия (команда Monster Energy/Yamaha): Я начинал ездить с защитой шеи и, к сожалению, не раз сильно падал, и это, конечно, было совсем не весело. Мне кажется, лучше вообще использовать побольше разной защиты. Некоторые, конечно, говорят, что эффективность защиты шеи не доказана, но я чувствую, что сам её доказал много раз. Просто посмотрите на некоторые из моих падений и поверьте. И, повторюсь, думаю, что защиты много не бывает. Конечно, гонщики всегда не хотят ощущать на себе ничего лишнего.. но они хотят, тем не менее, быть защищёнными. Я сам весьма подвижный гонщик, и мне вся моя защита двигаться совершенно не мешает.

Клемент Десалле (команда Monster Energy/Kawasaki): Я катался в защите шеи, и меня всё устраивало до тех пор, пока я не упал достаточно сильно в конце 2017 года, что кардинально для меня всё поменяло. Больше я защиту шеи надевать не хочу, по крайней мере, до тех пор, пока не найду идеально подходящую.

Бен Уотсон: Когда защита шеи только появилась, я в ней катался. А два года спустя перестал, потому что пошёл слух о том, что та защита, что я использовал, могла быть причиной проблем со спиной – всё дело было в её форме и в том, как она сидела на спине. Ну и тогда я её больше не надевал. Сегодня можно увидеть не так много людей в защите шеи, и мне кажется, её эффективность всё же не доказана. Некоторые более уверенно себя чувствуют с дополнительной защитой, но я защите шеи не настолько доверяю.

Рене Хофер (команда KTM Junior team): Похоже, что дети всегда носят защиту шеи, катаясь на 85-кубовых мотоциклах, но позже, когда они пересаживаются на 125 и 250, они от неё часто отказываются. Возможно, это связано с тем, что они начинают больше двигаться во время езды, но лично мне кажется, что поначалу родители заставляют их носить защиту шеи, а потом ребёнок подрастает и начинает уже сам за себя отвечать.

Джорджи Прадо (команда Red Bull/KTM): Сейчас я не хочу совсем ничего менять, даже перчатки. Хочется использовать уже проверенные мною бренды. В общем, никаких перемен я не хочу.

Адам Стерри (команда F&H/Kawasaki): Думаю, кататься в защите шеи всё-таки безопаснее. Другие так не думают, и именно поэтому мы сейчас видим не так много гонщиков в этой защите. Ещё один фактор – цена защиты, тогда как вы уже потратили тысячи долларов на мотоцикл и другую экипировку. Обычно 50% людей говорят, что защита помогает, а другие 50% считают иначе, и потому многие эту защиту не используют. Что касается меня, я использовал защиту Leatt в течение многих лет, и никогда у меня с ней не было никаких проблем. Я ни разу не ломал с ней ключицу, при этом я не раз сильно падал на голову, но с шеей было всё в порядке.

Бен Уотсон: У меня не было проблем с этой защитой, но когда я перестал её надевать, привычки к ней у меня быстро не осталось.

Джереми Сиуэр (команда Monster Energy/Yamaha): Я думаю, защита мне помогала при падениях. Мне приходилось падать на голову, и однажды я даже сломал защиту, но травм обычно не было. Не могу однозначно утверждать, что без неё я сломал бы шею, потому что не до конца уверен. Много ли людей ломают шеи, занимаясь мотокроссом? Нет. Но даже один такой случай – уже катастрофа.

Йаго Гиртс (команда Monster Energy/Kemea/Yamaha): Я всегда надевал эту защиту ещё с тех пор, как ездил на 65 кубах, то есть, с 9 или 10 лет. Думаю, это действительно хорошая штука, которая защищает шею, да и вообще, я хотел использовать всю возможную защиту. Мне в ней удобно, и никаких проблем с ней нет.

Тим Гейзер (команда HRC): Я знаю, что многие отказались от защиты шеи, и, действительно, большее количество защиты больше сковывает движения. Но мотоциклы тоже ведь становятся всё лучше, а скорости – выше. Я чувствую себя более безопасно, используя всю возможную защиту. Я ещё всегда надеваю панцирь.

Тони Кайроли: Не так-то просто было в ней ездить, но потом привыкаешь. У меня раньше немного отличался стиль. Я не так много об этом думал, но это всё, конечно, личное дело каждого. Каждый гонщик должен сам решить, может ли он гоняться в такой защите.

Привыкание

Джереми Сиуэр: Носить защиту шеи или нет – личное дело каждого, но думаю, своей популярностью эта защита обязана своему громкому появлению где-то 5 лет назад, когда в ней ездили многие ведущие гонщики. Но всё меняется. Думаю, сейчас из гонщиков MXGP её носят только 4-5 человек. Даже среди детей, если вы посмотрите на класс 125, использующих её не так-то много. Так больше с ней травм или меньше? Все говорят по-разному, и спор продолжается. Я скажу только, что защита шеи может мешать только в том случае, когда плохо подобрана или отрегулирована. У меня особый способ её ношения, и не уверен, что смог бы в ней гоняться без него – её задняя часть всё время бы касалась шлема.

Джорджи Прадо: Когда я начинал кататься, я носил под шлемом поролоновую полоску – может, потому что шлем был слишком тяжёл. Когда я перешёл в класс 65, помню, отец купил мне защиту шеи, но ездить с ней я совсем не мог. Он говорил, что нужно пробовать, но я был слишком мал и не мог в ней даже нормально смотреть вверх при езде вниз с холма. Когда я был в классе 85, я попробовал снова. Я использовал защиту шеи от разных брендов, но ни в одной не было удобно, и все они были слишком тяжелы.

Рене Хофер: Я никогда не катался без защиты шеи. Когда я был маленьким, родители, конечно, настаивали на безопасности, и сейчас это такая часть моей экипировки, без которой я себя буду  ощущать странно. Я один раз пробовал ездить без этой защиты, и было ну совсем не комфортно. На катание она никак не влияет и не знаю, помогала ли она мне при падениях. Но, думаю, посмотрев видео падений и понаблюдав за движением головы гонщиков, можно осознать, что такая защита вполне может иметь эффект.

Йаго Гиртс: Некоторые говорят, что в такой защите неудобно, но я к ней как-то привык с самого начала. Я понимаю, что если человек ни разу её не надевал, он сперва может сказать, что она мешает.

Шон Симпсон (RFX/KTM): Я о ней вообще забываю. Такая защита легко складывается и помещается в вашу сумку так же, как перчатки, штаны или шлем. Конструкция у неё за последние 10 лет, кстати, сильно поменялась. Сейчас такая защита очень лёгкая и совсем не громоздкая. Съёмная задняя часть, кстати, тоже очень хороша как для убирания защиты в сумку, так и функционально. Я знаю некоторых гонщиков GP, таких, как Евгений Бобрышев, которые пробовали кататься в этой защите, но отказались от неё. Это личный выбор каждого, но уверен, если бы она действительно мешала ездить, её бы не использовали так много гонщиков.

Джулиэн Либер: Мне нравится быть свободнее. Я носил защиту шеи, когда был моложе – в 2010 году это была защита под брендом Ortema. И той же свободы движений, как без неё, не было. Вы можете увидеть, что люди получают одинаковые травмы в защите шеи и без неё, так что до конца не ясно, помогает она или нет. То же самое я думаю и о фиксаторах коленного сустава. Я использовал несколько от разных брендов, и всё равно не один раз рвал связки. Насколько они помогают – это ещё вопрос, так что я сейчас за свободу движений.

Адам Стерри: Это так же, как с фиксаторами коленей. Поначалу ощущения в них ужасные. Если бы у меня уже давно не было защиты шеи, я бы себя в ней чувствовал, пожалуй, странно. И мне было бы неудобно. После пары недель привыкаешь, и становится нормально. Люди просто не хотят немножко подождать.

Доктор Дэйв МакМанус, директор медкомиссии FIM: Здесь важный момент – это то, как райдеры эту защиту носят. В момент удара защита должна контактировать со шлемом, чтобы распределять энергию должным образом, и если она надета неправильно, толку не будет. Мартин (другой врач из FIM) около года провёл у стартовых ворот гонок с камерой, и мы поняли, что некоторые надевают защиту шеи правильно, но большинство – нет. Сами понимаете, когда нет, толку от защиты будет мало, и удар придётся не на неё, а на позвоночник.

Тим Гейзер: Думаю, безопаснее её всё-таки использовать. Мобильность головы немного снижается, но я вот начал кататься в защите шеи в 2010 году на 85 кубах, и мне сразу было удобно. Сейчас я частенько вообще о ней забываю, и кататься без ней уже кажется странным.

Адам Стерри: Люди часто забывают о том, что эта конструкция должна ломаться при сильных падениях, и её почти что можно сломать руками. После достижения определённого предела защита ломается, и это хорошо. У меня никогда не было проблем со свободой движений или с её весом. Я всегда надеваю защиту шеи.

Боль

Полс Джонасс (команда Rockstar Energy/iceOne/Husqvarna): Я перестал использовать эту защиту после того, как дважды ударился о неё подбородком. Когда эта защита появилась, она была модной, и все хотели попробовать в ней покататься. Думаю, в этом вообще причина популярности очень многих вещей. Впрочем, думаю, она может вернуться на гонки. Я знаю гонщиков, которые ломали с этой защитой ключицу, но всё-таки не хотели от неё отказываться.

Джорджи Прадо: Если защита предотвращает одни травмы, она может вызывать другие. И это всегда риск, но со временем привыкаешь. В любом случае, здесь есть преимущества и недостатки.

Джереми Сиуэр: Я ломал ключицу только однажды. Это случилось, когда я ездил на 65 кубах и приземлился на одну из этих штук, которые они ставят сейчас вместо ограждения. Из-за защиты шеи я ключицу не ломал ни разу, но я всё же использую для ключицы дополнительную защиту.

Дэриан Санаей (команда Bike it Dirt Kawasaki): Несколько раз я падал, и защита ломалась. Я ударялся головой, смотрел на защиту и думал: «Хорошо, что я её надел». Никакого давления на ключицу я никогда не ощущал.

Тим Гейзер: Я ломал позвоночник и ключицу, но не думаю, что это было из-за защиты шеи. В 2017 я сильно упал в Кегуме – я упал на волны и, думаю, защита меня тогда спасла, ведь она развалилась на четыре части и была в итоге в земле вместе с моей головой. Работу свою она тогда сделала.

Полс Джонасс: Если вы в такой защите ломаете ключицу, то, вероятно, она действительно в этот момент спасает шею. Возможно, я ещё попробую в ней поездить позже, но прямо сейчас мне удобно без неё.

Йаго Гиртс: Возможно, сломать в ней ключицу и проще, чем без неё. У меня были очень сильные падения, и я уверен, несколько раз защита шеи меня спасла.

Станет ли эта защита официально необходимой?

Тим Гейзер: Я к этому предпосылок не вижу. Сейчас буквально несколько гонщиков её используют.

Антонио Алиа Портела (президент медкомиссии FIM): Мы поддерживаем всё, что связано с безопасностью гонщиков. Мы знаем, что некоторым неудобны отдельные элементы защиты, но как только они к ним привыкнут, они, несомненно, одобрят большую безопасность. Не поверю, чтобы кто-то сейчас отказался от более безопасного шлема или от маски. В общем, это перемена в мышлении, которую нужно осуществить. Исследования, позволяющие нам более уверенно говорить об эффективности защиты шеи, уже проведены. Осталось сделать совсем немного.

Доктор Мартин Сырусек (FIM): Мы изучали эту защиту на протяжении многих лет. И нам нужны новые результаты и научные подходы независимо от того, о шлеме идёт речь или о какой-то другой защите. Всё это не так-то просто.

Доктор Дэйв МакМанус (директор медкомиссии FIM): Медицинская комиссия разрешает использование защиты шеи в мотокроссе и картинге, но не может его рекомендовать или сделать обязательным, и на то есть несколько причин. Первая – это то, что подтверждённых научных данных о ней нет – всё, что есть, это, в основном, информация от производителя. Подтверждённых и независимых данных всё-таки нет. Кроме того, известно о побочных эффектах при использовании этой защиты, и с этим тоже нужно разобраться. Исследований сейчас совсем немного, но у всех их примерно одинаковые выводы. Они говорят, что такая защита даёт незначительный либо умеренный эффект в плане безопасности, но и то, что она распределяет энергию ударов и может вызвать другие травмы. В общем, прежде, чем мы определимся со своей позицией, нам нужно со всем этим разобраться.

Другая проблема – это нехватка стандартизации, что довольно важно для медиков и решений, которые они принимают. В общем, с этим тоже трудности. Европейского стандарта, как для шлемов, здесь тоже нет, так что определиться с защитой шеи непросто. Мы, конечно, видели презентации Криса Литта и понимаем, откуда он всё это берёт и его принципы, но нам нужны какие-то серьёзные подтверждения. Пока что наша позиция по этому вопросу нейтральна.

Дэриан Санаей: Думаю, эта защита была в своё время модной, но здесь играют большую роль и личные предпочтения, а также то, что гонщикам говорят их спонсоры. Мне нравится защита шеи, и я думаю, что если вы можете сделать что-то, что хотя бы немного повысит безопасность шеи, то оно того стоит и довольно значимо. Мне кажется, тут дело в удобстве, и если гонщики будут видеть, что другие используют защиту шеи, они к ней станут более дружелюбно относиться. А если гонщики перестают в ней ездить, мода также идёт в эту сторону. Защита спины, к примеру, уже обязательна, и это написано в правилах гонок.

Доктор Дэйв МакМанус: Пока нам приходится оставить этот вопрос открытым – пусть гонщики решают сами. И многое пока ещё нужно исследовать. В общем-то, даже производственный стандарт мог бы в этом помочь. Сейчас мы обсуждаем этот вопрос с FIA, чтобы провести совместные исследования и что-нибудь прояснить.

Адам Стерри: Думаю, всё же лучше такую защиту надевать, чем нет. Я видел исследования от Leatt и знаю, что может случиться без защиты шеи, и мне этого достаточно. Я с ней чувствую себя безопаснее, и даже если она даст улучшения на 2-3%, это уже того стоит.

Доктор Дэйв МакМанус: Это примерно как с воздушными подушками в MotoGP. Если кто-нибудь предлагает что-то, что может дать преимущества или повысить безопасность райдеров, это приветствуется. Но нам нужно быть уверенными, что преимущества есть, и что у защиты нет плохих побочных эффектов, это относится ко всем подобным эффектам. Многие хотят применить разные альтернативные идеи, но, к сожалению, на деле они часто оказываются не столь эффективными, как предполагалось. И нам нужно сохранять в этом плане некий баланс. Но если мы увидим дополнительные свидетельства эффективности и то, что вреда нет, мы эту защиту примем должным образом.

Доктор Мартин Сырусек: 6 лет назад мы провели исследование, много ли гонщиков в разных классах используют защиту шеи. В то время это была почти что мода, и интересно, что большинство использующих защиту были тогда среди женщин. Мы тогда встретились с мистером Литтом, он нам показал разные видео и объяснил своё мнение по поводу защиты. Кроме этого, не было никаких серьёзных научных исследований, и без них мы не можем идти дальше. Последствия серьёзных падений по видео тоже не так-то просто понять. С защитой спины всё это было намного проще. Никто не может однозначно утверждать, что защита шеи действительно помогала при серьёзных падениях.

Создатель

Хирург доктор Крис Литт – основатель компании Leatt, и известно, что первые прототипы защиты шеи он сделал, увидев трагедию с участием своего друга, Алана Селби во время гонки эндуро в ЮАР. В 2006 году защита шеи была популярна среди гонщиков эндуро и мотокросса, и теперь, через 13 лет, она сильно эволюционировала. Сейчас есть семь различных вариантов защиты. Исследования Криса в собственной лаборатории недалеко от Кейптауна привели к появлению в ассортименте компании фиксаторов коленей, шлемов и панцирей. Мы написали Крису и спросили его, что он думает по поводу комментариев гонщиков из этой статьи.

-Выходит, защита шеи стала жертвой времени? Почему, вы думаете, сейчас к ней относятся уже не так, как 10 лет назад?

-Думаю, здесь есть две составляющих: непосредственно прикладная наука и психология человека. Сравнить данные тестов и статистику несчастных случаев с защитой шеи и без неё сегодня вполне возможно. И выдвинуть какие-то аргументы против защиты шеи сложно. Но она пока не является обязательной на соревнованиях, как шлемы, боты или защита спины, так что, несмотря на её очевидные преимущества, райдеры могут выбирать, использовать её или нет. Людям свойственно игнорировать возможные последствия и не думать о них. Непонимание законов биомеханики привело к тому, что появились довольно популярные доводы против защиты шеи. Мне кажется, понимать научный аспект – задача, прежде всего, различных управляющих и спортивных чиновников. В итоге именно они должны задаваться сложными вопросами и внести защиту шеи в список обязательной экипировки.

-Некоторые профессиональные райдеры сомневаются в эффективности защиты шеи, так нужно ли вести дополнительную просветительскую работу? Должно ли разъяснение преимуществ защиты сейчас быть сильнее, чем когда-либо?

-Ну мы продолжаем активно заниматься, так сказать, маркетингом. Я знаю, что нам в этом плане ещё предстоит поработать, но надеюсь, что в дальнейшем всё будет меняться. Сейчас на рынке есть около 800000 экземпляров нашей защиты шеи, и принимая во внимание исследования, опубликованные на данный момент, могу сказать, что сейчас ответы на вопросы райдеров и формирование новых стандартов – дело рук тех, кто управляет всем этим. 

-Почему многие профессиональные гонщики ничего не знают о том, как работает защита шеи?

-Ну я не думаю, что детальное исследование чего-либо вообще свойственно большинству гонщиков. Они обычно или принимают информацию о преимуществах, или следуют правилам, которые устанавливает производитель. Мы-то, конечно, публиковали самые подробные исследования у себя на сайте leatt.com. Там можно увидеть наши исследования, исследования биомеханики защиты шеи, а также популярное исследование от EMS action sports о предотвращении травм на соревнованиях AMA. К счастью, это исследование подтверждает и то, что мы знали уже очень давно: защита шеи не ломает ключицы. Она, напротив, защищает их от ударов шлема. Другие данные говорят о том, что защита шеи позволяет снизить риск ЧМТ. В общем, там есть что почитать.

-В каком плане защита шеи улучшилась? Некоторые считают, что она помешает им кататься и двигаться на мотоцикле…

-Форма защиты действительно поменялась за последние 10 лет, и я думаю, теперь мы всё же достигли нужного баланса между безопасностью и нуждами профессиональных райдеров. Кроме того, теперь защита шеи лучше сочетается с другой экипировкой вроде панцирей. Если вы посмотрите на ведущих спортсменов, которые сейчас используют защиту шеи, думаю, станет очевидно, что у нас получилось достичь баланса между безопасностью, функциональностью и свободой движений райдера.

-Считаете ли вы, что защита шеи уже стала настолько обычным элементом защиты среди гонщиков, что можно сделать её обязательной на гонках MXGP? Защита спины вот стала обязательной, а подушки безопасности на гонках MotoGP…

-Я не верю, что клинические данные и результаты тестов ещё долго можно игнорировать. Сейчас данных о тестировании защиты шеи уже больше, чем для защиты спины. Обе защиты должны быть обязательными.

-Является ли защита шеи сейчас главным продуктом Leatt, после расширения ассортимента?

-Конечно. Это всё ещё наш главный продукт, и мы продолжаем его исследования и усовершенствования.