Одна из главных проблем, с которыми сталкивается начинающий велосипедист – это, конечно, выбор размера рамы. Разумеется, в любом магазине есть продавцы-консультанты, которые помогут вам подобрать нужную ростовку. Однако во многих случаях эта помощь ограничится измерением расстояния от верхней трубы рамы до вашей промежности и, возможно, несколькими советами, не претендующими на объективность. Как бы то ни было, полностью полагаться на мнение посторонних людей в столь ответственном деле весьма опрометчиво. Да и лишние знания, насколько нам известно, ещё никому не помешали. Если у вас есть желание самостоятельно разобраться в вопросе, то эта статья – для вас.
Не секрет, что многие люди, особенно из старшего поколения, скептически относятся к выбору размера рамы, аргументируя это тем, что, будучи детьми, ездили на огромных отцовских «Уралах» и не испытывали никаких неудобств. Такой подход вполне оправдан, если велосипед вам нужен лишь для того, чтобы раз в полгода доехать до магазина. Однако, если вы относитесь к катанию более серьёзно, то размер рамы будет иметь для вас немалое значение. Когда размер подобран правильно, езда на велосипеде превращается в удовольствие. Велосипеды же со слишком большими или маленькими рамами обычно плохо управляются и доставляют массу неудобств во время долгих поездок. Причём, эти неудобства могут иметь куда более серьёзные последствия, такие, как, например, проблемы со спиной и суставами.
На рисунке ниже приведены наиболее распространённые наименования элементов рамы – для большей наглядности и лучшего усвоения материала.
Размеры рам
Любой опытный райдер скажет вам, что разные велосипеды едут и ощущаются по-разному, даже при незначительных различиях в геометрии и размере рамы. Разобраться с размерами, которые указывают производители, тоже бывает непросто, хотя бы потому, что высоту рамы (то есть, длину подседельной трубы) можно измерить по-разному. Одни измеряют расстояние от центра каретки до конца подседельной трубы, а другие – не до конца, а до места её соединения с верхней трубой. Кроме того, многие производители вообще не пишут на рамах значения размеров, обозначая их буквами: S, M и L (иногда встречаются размеры XS и XL).
Из всего этого следует, что перед покупкой велосипеда стоит лично прийти в магазин и убедиться, что он подходит вам по размеру. И первое, что вам нужно сделать – это как раз то, что советуют большинство продавцов: встать на пол, держа велосипед между ног, придвинуться вплотную к седлу и посмотреть, много ли места останется между верхней трубой рамы и вашей промежностью. Если остаётся больше трёх сантиметров, значит, рама вам, по крайней мере, не велика. Это имеет немалое значение для последующей регулировки высоты седла – чем короче подседельная труба вашей рамы, тем большим диапазоном регулировки вы располагаете, и тем проще вам будет подобрать оптимальную высоту.
Не стоит забывать, однако, что рамы малых размеров обычно не только ниже, но и короче. А длина рамы имеет отнюдь не меньшее значение, чем её высота. В целом, посадка на велосипеде зависит от длины верхней трубы рамы, а также от длины выноса, положения седла и угла наклона руля. Причём, главную роль здесь играет не физическая длина верхней трубы, которая на современных рамах зачастую скошена вниз, а так называемая эффективная длина – расстояние от верха рулевого стакана до верха подседельной трубы. Так или иначе, идеально подобрать эту длину тяжело, в силу того, что у всех есть свои анатомические особенности и личные представления об удобстве (которые, кстати, далеко не всегда оказываются верными). Правильная посадка на велосипеде – в меру растянутая, то есть, вы не должны «лежать» на велосипеде, пытаясь дотянуться руками до руля, но и не должны сидеть на нём, как на стуле, с перпендикулярной земле спиной. Выходит, что оптимальное решение – взять велосипед примерно подходящей ростовки и доводить посадку до идеала путём регулировки положения седла и руля, а также, возможно, замены выноса на более короткий или длинный. Ниже приведены примерные соответствия размера рамы и роста райдера.
XS (13-14 дюймов) – 150-160см
S (14-16 дюймов) – 160-168см
M (16-18 дюймов) – 168 – 175см
L (18-20 дюймов) – 175-183см
XL (20-22 дюйма) – 183см и выше
Обратите внимание, что эти соответствия касаются лишь горных велосипедов (для кросс-кантри и катания в стиле ол-маунтин). При выборе шоссейного велосипеда или гибрида обычно советуют брать раму на 3-4 дюйма больше, что часто вводит в замешательство тех, кто просматривает каталоги.
Что бывает, если размер рамы вам не подходит?
Если размер рамы слишком велик, то, вероятно, она окажется для вас слишком длинной и высокой. Следовательно, во время езды вам придётся сильно вытягиваться, и управлять велосипедом станет заметно труднее.
Итак, основные проблемы при катании на слишком большом велосипеде таковы:
1) Боли в спине. Вы проводите много времени в неестественно вытянутом положении, и спина этого не терпит.
2) Слишком высокая верхняя труба не позволит вам безопасно поставить ноги на землю в нештатной ситуации. Нетрудно догадаться, чем это грозит.
3) Велосипед тяжело управляется.
Если размер рамы слишком мал, соответственно, она будет для вас слишком короткой и низкой, что, опять же, помешает принять естественное положение во время езды. Вам придётся либо держать спину в вертикальном положении, либо чрезмерно горбиться. И то, и другое ведёт, как минимум, к большим неудобствам.
Основные проблемы при катании на слишком маленьком велосипеде:
1) Боли в спине из-за постоянного пребывания в сгорбленном положении.
2) Если рама слишком коротка, вероятно, при поворотах вы будете задевать переднее колесо мысками ног.
Выбор размера рамы для других дисциплин
В экстремальных дисциплинах понятие ростовки рамы несколько иное – часто рамы разных размеров отличаются друг от друга только длиной переднего треугольника (то есть, верхней трубы). При этом, не существует какого-либо стандарта, на который бы ориентировались большинство производителей. Одни выпускают длинные рамы, другие – короткие, и многие модели вообще производятся в единственном размере. Кроме того, немалую роль играют другие особенности геометрии рамы: длина нижних перьев, высота каретки, угол рулевого стакана и т.д. Словом, здесь всё зависит от ваших предпочтений, которые формируются только с опытом. Так что остаётся лишь пробовать разные модели и пытаться понять, какая из них для вас удобнее.
На что ещё стоит обратить внимание?
Как бы то ни было, самое важное – это всё же не размер рамы, а то, удобно ли вам ехать на велосипеде. Так что перед покупкой не помешает прокатиться на велосипедах разных размеров, дабы сравнить их – во многих магазинах вам разрешат это сделать.
И, конечно же, не стоит забывать об основных точках контакта с велосипедом – это руль, грипсы, педали и седло. Все эти компоненты должны быть для вас максимально удобными – в противном случае езда на велосипеде вряд ли будет приносить удовольствие.
Сотрудники магазина "Веломир" в г. Москве по адресу ул. Люсиновская, 53 и интернет-магазина velomirshop.ru профессионально помогут подобрать нужный вам размер велосипеда.